О художнике Исааке Тартаковском

Творческое наследие Народного художника Украины Исаака Иосифовича Тартаковского – мощный пласт произведений живописи и рисунка. Его картины и композиционные портреты находятся в 33 музеях Украины. Также художником создано множество пейзажей, натюрмортов и небольших портретов, писанных «для себя», поражающих мастерством и проникновенностью.

Художественная биография Исаака Тартаковского началась c учебы в частной студии Боровского, где рисовали акварелью в технике Врубеля. С 1927-го по 1929-й годы учеба в художественной профшколе у еще молодого будущего классика К. Трохименко и выдающегося рисовальщика К. Елевы. В 46-м, получая свое второе высшее образование в Киевском художественном институте, Тартаковский вновь учился рисунку у К. Елевы – отсюда конструктивистские истоки в его творчества. Любовь к сочной живописи – от учебы у профессора Й. Штильмана, а потом в мастерской А. Шовкуненка. Но откуда острое композиционное мышление? Это от А. Довженко. В 30-х Тартаковский поддался всеобщему увлечению кино, поступил в Киевский киноинститут на операторский факультет и закончил его с отличием у Александра Довженко. До войны некоторое время работал над фильмами «Большая жизнь» и «Александр Пархоменко» с М. Уманскими М. Зарицким. Каждая сцена фильма рисовалась, композиции требовались смелые, и эта композиционная выразительность довоенного кино в будущем проявила себя в живописных произведениях.

На протяжении более пятидесяти лет творческой работы, как живописца, не раз менялась стилистика произведений Тартаковского. В 50-х – увлечение поздним Репиным, Цорном, Веласкесом. Портреты пишутся огромными кистями, а палитра минимальная: охры светлая, золотистая, красная, английская красная и ультрамарин. Лишь иногда вводится еще несколько цветов.

В начале 60-х резкий поворот к импрессионизму: мелкий мазок небольшими кистями с использованием полной цветовой палитры, и все это на прекрасном рисунке.

Конец 60-х, начало70-х – резкий крен в сторону кубизма и конструктивизма. Все состоит из осмысленных прямых линий. При этом всегда идеальное сходство в портрете, в пейзаже и натюрморте обобщенность форм и продуманность линий. Объемы словно вырублены из камня.

В конце 70-х этот суровый стиль смягчается, техническая выразительность сознательно сдвигается на второй план, уступая место тонким наблюдениям души человека и природы, изображением их внутреннего мира.

С началом перестройки, когда свобода прорвалась во всех смыслах, художник написал несколько абстрактных работ, но сразу почувствовал, что это не соответствует его мышлению. Он мог бесконечно работать над формой, изменять и структурировать ее, но всегда изначально ею реальной нужно было вдохновиться в натуре. Его сфера – мир реальный, реализм, но в самом широком смысле. И новая тема не заставила себя ждать. В сущности, это была старая тема, более сорока лет занозой сидевшая в художнике – тема фашистского плена, истребления евреев в оккупированной Виннице, свидетелем которой он был. Не удивительно, что, обретя с Перестройкой свободу выражения, Тартаковский не увлекся какими-то абстрактными замыслами, а, прежде всего, вернулся к давно прошедшему времени. Он написал восемь картин, оставив в художественной форме свидетельские показания давних лет. Сами названия картин очерчивают круг тем: «Евреи-военнопленные в концлагере. Кировоград, 1941г.», «Куда, за что? Ужас!», «Евреи и политруки, выходи!», «Оглянись и вспомни», «Последний путь».

Будучи в преклонном возрасте, художник по-прежнему много рисует. Работы этого периода заряжены энергией, смелостью, свободой духа, как зримое утверждение самоценности жизни.

Послесловие

Не известно, как сложилась бы судьба выдающегося украинского, еврейского художника, Исаака Тартаковского, если бы оказавшись после плена в Виннице, он случайно не познакомился с украинской семьей Савчуков. К Степану, Надежде и их дочери Лидии обращались за помощью некоторые оставшиеся в оккупации евреи – одноклассники бывшего на фронте их сына и брата Валентина, и длительное время их удавалось прятать. Не устрашились они дать приют и Исааку Тартаковскому. И прожил он в их семье, под видом дальнего родственника, более года. Встретившись с Лидией через 8 лет после войны, Исаак предложил ей стать его женой, и все оставшиеся годы, около 50-ти лет, они больше не разлучались.

За помощь евреям в годы Второй мировой войны, Савчук Лидии Степановне и ее родителям Степану и Надежде, в 1993 году государством Израиль, одним из первых в Украине, было присвоено высокое звание «ПРАВЕДНИК НАРОДОВ МИРА», и их имена навечно выбиты на стеле в музее Яд Вашем в Иерусалиме.

© 2013. Все права защищены.
Любое использование материалов сайта допускается только с согласия Анатолия Тартаковского.